МАДОУ "Д/с №22"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ

Кризис семи лет

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие возрастные кризисы:

·  кризис новорожденности;

· кризис трех лет - переход от младенчества к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

Итак, кризис семи лет

Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

1. Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).

2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.

Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.

Признаки кризиса

Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.

Возможные неблагоприятные последствия

Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Советы родителям

·         Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

·         Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.

·         Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).

·         Поощряйте общение со сверстниками.

·         Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения).

·         Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

·         Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).

Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).

 

 
УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ
 Успешность адаптации зависит от достигнутого ребенком уровня психического и физического развития, состояния его здоровья, степени закаленности, привитых ему навыков самообслуживания, умения общаться со взрослыми и сверстниками, личностных качеств ребенка, степени его тревожности, личностных качеств и социального положения его родителей. Если у ребенка есть какие-либо отклонения в одной из вышеперечисленных сфер, ему будет труднее адаптироваться к новому микроклимату, иным условиям организации жизни и деятельности. Адаптация- всегда живой, активный процесс вживания ребенка в коллектив, привыкания его к новым условиям, она может быть как успешной, так и негативной, стрессовой. Чаще период адаптации вызывает как раз стрессовую ситуацию в организме.
Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду:
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
 1. Лёгкая адаптация
Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
Физиологические критерии:
Здоровье. В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
Аппетит. В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
Сон. В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть  непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон. Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное  эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.
Поведение. В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации - это активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.  Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить  заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.
Физиологические критерии:
Здоровье. Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны  изменения вегетативной нервной системы.  Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней.
Аппетит. Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
Сон. Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон. Наблюдается подавленность, напряженность,  пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню,  эмоциональное состояние нормализуется.
Поведение. Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться.
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Физиологические критерии:
Здоровье. Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться. Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
Аппетит. Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
Сон. Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Восстанавливается примерно к 60 дню.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон. Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх,  ступорозное состояние без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно плачет.
Поведение. Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ:
1) укреплять иммунитет ребенка, проводить закаливание;
2) приучать малыша к самообслуживанию, умению самостоятельно потреблять пищу;
3) учить чистоплотности и аккуратности, приучать к ежедневному выполнению гигиенических процедур;
4) постепенно корректировать режим дня ребенка, приближая его к режиму детского сада;
5) учить ребенка играть самостоятельно;
6) водить ребенка на детскую площадку и учить общаться с другими детьми;
7) перенести начало посещения детского сада на более раннее время, если в семье ожидается прибавление.
Рекомендации родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ:
1) первый раз привести ребенка в детский сад только для знакомства с группой и воспитателем, не оставлять одного;
2) постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду, оставляя его сначала до завтрака, потом до обеда. Затем забирать после сна и только через 3-4 недели оставлять на целый день;
3) самим забирать ребенка из детского сада на протяжении всего адаптационного периода;
4) рассказать воспитателю и медперсоналу ДОУ об особенностях и привычках ребенка (какие нравятся сказки, во что любит играть, как реагирует на громкие звуки, большое количество людей, от чего плачет и т. д.);
5) принести из дома игрушку, фотографию, книжку, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, брошенным, имел хоть что-то из привычной ему обстановки;
6) обязательно расспрашивать ребенка о том, как прошел его день в ДОУ, похвалить его за поведение, удачи;
7) в выходные, период болезни и другие дни, когда ребенок находится вне детского сада, уделять ему достаточно внимания, чтобы он не чувствовал себя брошенным;
8) не переводить малыша в другой детский сад.
Эти меры помогут детям быстрее пройти период адаптации и вернуться в привычное физиологическое и психическое состояние.
Для того чтобы у ребенка сложился положительный образ ДОУ, родителям в семье следует всегда положительно отзываться о работе воспитателей, об условиях жизни, оформлении интерьера, режиме детского дошкольного учреждения, несмотря на возможное критическое личное отношение. Если малыш в чем-либо отстает, с чем-то не справляется, ему следует оказать поддержку, настроить его на позитивный лад, научить преодолевать препятствия. Невыполнение каких-либо требований воспитателей и медперсонала ДОУ ведет к отрицательным формам поведения ребенка; чтобы этого избежать, необходимо убедить его в необходимости подчиняться требования режима ДОУ. Психологическая готовность к посещению ДОУ - один из важнейших показателей его психического и физического развития.
 
 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Психологическая готовность к школе это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить. 

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то нужно сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

 

 

Детская агрессия и гнев: что делать?

Как реагировать родителям, когда ребенок крушит все вокруг или постоянно дерется, и что сделать, чтобы таких «срывов» было как можно меньше? Детская агрессия и гнев зачастую портят жизнь не только взрослым, но и самим детям. И очень важно научить ребенка выплескивать свои негативные эмоции социально приемлемым способом.

Начиная с двухлетнего возраста, у детей накапливается много сильных чувств и переживаний, поэтому им так нравится что-то ломать и раскидывать. И наша задача – помочь ребенку освободиться от зашкаливающих эмоций, реализуя свои разрушительные потребности в игре или в творчестве.

Только не забывайте, что предлагать ребенку любые игры на «проработку» агрессиии гнева нужно в середине дня, а не ближе к вечеру, когда ребенок уже должен постепенно успокаиваться и настраиваться на сон.

Игры для преодоления детской агрессии и гнева

• Взрослый строит башню из кубиков, а малыш ее ломает.

• Взрослый и ребенок вместе бросают мячик о стену.

• Взрослый и ребенок брызгаются на пляже или в ванной (а не в комнате!) из водяного пистолета.

• Взрослый и ребенок бодаются и борются. Часто в такой игре папы бывают успешнее мам.

• Игроки сбивают мячиком кегли (пластиковые бутылки из-под лимонада).

Снижают детскую агрессию и гнев, и следующие виды деятельности:

• Ребенок режет пластмассовым ножом пластилин или режет бумагу детскими ножницами.

• Взрослый и ребенок вместе рвут вату (бумагу). Потом можно устроить «снегопад» или поиграть в «снежки».

• Взрослый и ребенок бросают в воду камешки.

Что еще можно предложить агрессивному ребенку?

Дети, и особенно склонные к агрессии, очень любят пачкаться! Предоставить им эту возможность можно в следующих играх и видах деятельности:

• Рисование пальчиковыми красками.

• Отрывание кусочков пластилина и прикрепление их на бумагу.

• Игры с тестом, песком и водой.

Иногда, чтобы снизить вербальную агрессию или, проще говоря, склонность ребенка кричать и ругаться, можно вместе поиграть в следующую игру. Предложите ребенку представить или вспомнить, как кричат животные, и вместе покричать:

• как медведь, когда сердится;

• как слон, когда дерется;

• как кошка, когда боится.

И в конце игры, чтобы успокоиться, можно попищать, как мышка.

Список подобных игр и творческих заданий может быть бесконечен! Главная задача — дать эмоциям выплеснуться в социально приемлемой игре, и тогда детская агрессия и гнев не будут омрачать вашу жизнь.

 

 

Детство без наркотиков памятка для родителей

 

Психологическая готовность детей к обучению в школе

…Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...

Л. А. Венгер, детскийпсихолог

              Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и  считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.

Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя – вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.

Начало учебы в школе – это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни?

 

Что такое психологическая готовность к школе?

Специалисты выделяют три составляющие психологической готовности к школе –интеллектуальную, личностную и социальную.

 

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к обучению включает в себя определенный уровень развития психических функций – памяти, восприятия, мышления и воображения.

Например, ребенок 6-7 лет должен запомнить с первой попытки не менее 3-5 слов из 10, не связанных по смыслу или «найти сокровищ

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • МАДОУ "д/с №22" © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz